Система Станиславского и урок
Учителя знают, как трудно бывает удержать на уроке внимание детей, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей, они пресыщены телевизионными передачами, фильмами, музыкой, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 40-45 мин и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, осуществить обучение и воспитание.
Без гаммы эстетических чувств не совершается таинство перехода опыта учителя в опыт учащегося. Как добиться этого перехода практически? Учение Константина Сергеевича Станиславского, его знаменитая система открывают возможность для решения многих проблем в подготовке учителя. Система Станиславского — универсальный метод работы с актером —дает богатейшие возможности для педагога, так как это метод всестороннего гармонического, нравственного и профессионального воспитания. Метод К. С. Станиславского не является сводом технических приемов и канонов. Главная цель системы — не подменять собой творчество актера, а, напротив, создавать условия для наиболее полного и свободного раскрытия его способностей. Эти условия необходимы и педагогу. Они помогают учителю избавиться от бесконтрольного напряжения, вызванного незнанием своих возможностей. Так какие же условия для свободного творчества создает система?
Первым и главным принципом системы К. С. Станиславского является основной принцип реалистического искусства — жизненная правда. Требованием жизненной правды проникнуто в его системе решительно все. Нельзя на сцене допустить ничего приблизительного, нарочитого, ложного, фальшивого. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического?
Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского — его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою' идею в сознание людей, то, к чему он стремится в конечном счете. Сверхзадача — самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она — выражение его идейной активности. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею как компасом, художник не ошибется ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств.
Мы же в своей педагогической деятельности часто забываем о нашей сверхзадаче: для чего работаем, к чему же стремимся в конечном счете? По отношению к различным стадиям педагогического творчества сверхзадача будет иметь различные уровни, среди которых можно выделить три основных:
- Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности и понимание ее гражданственной зрелости.
2.Этапные сверхзадачи: сверхзадача отдельного урока, курса в целом и т. п.
3. Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и
Например, учителем запланировано проведение мероприятия. Какова этапная сверхзадача учителя? Мероприятие ради мероприятия? Нет, конечно. Учителю ,прежде всего важно, чтобы дети ощутили радость коллективного труда, радость совместной деятельности: «я — коллективу», «мне — коллектив», осознали свое участие в большом, ответственном деле.
Частная сверхзадача, ситуативная, возникает в определенные моменты совместной деятельности: на репетициях вдруг грубость во взаимоотношениях или текст знают, но в движении не получается, потому что не отработана пластика и т. д. «В человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так благодаря сверхзадаче, увлеченности ею в работе с детьми, она же из рассудочной превращается в эмоционально-возбуждающую, содействует возникновению творческой атмосферы.
Третий принцип системы Станиславского — принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли,— является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы. Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы. Действие— это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наглядно проявляется единство физического и психического. Театр — это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Актер же одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. Все это полностью подходит нам, педагогам. Педагогическое действие — это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического. Личность наша проявляется именно в действии, оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным.
Учитель — творец. Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников. Как его добиваться? Как сохранить свежесть урока и своего действия? Где взять нужные эмоции? Поиски Станиславского в этом плане помогут учителю.
Чувства плохо повинуются нашей воле как на сцене, так и в жизни. Они возникают непроизвольно, а иной раз вопреки нашей воле. Поскольку нужное чувство невозможно вызвать прямым путем, необходимо искать опосредованное воздействие на те физиологические механизмы, которые лежат в основе эмоционального состояния. В качестве косвенного пути Станиславский предложил метод физических действий, открывающий дорогу чувству. Действия всегда поддаются контролю, постепенно сосредоточивают внимание на работе, отвлекают от постороннего, постепенно подводя к нужному состоянию. Не ждите появления чувства, действуйте! Чувство придет само в процессе действования. Действие— это капкан для чувства. Итак, последуем советам Станиславского. Представим себе обычные для учителя ситуации.
Тема урока — «Глагол» (IV класс) повторение). Читаем параграф, определение выделено черным шрифтом. Скучно. Значит, надо начать действовать. Возбуждаю в себе желание творить (глагол — действие, мысленно вместе с детьми совершаем как можно больше действий, составляем предложения с глаголом и без него, приходим к выводам и т. д.), т. е. усиленно ищу в себе и вне себя духовный материал для творчества, переживаю все моменты материала. Появляется желание, скука исчезла.
Или же: опять надо беседовать с Васей! Который раз! Уже видеть его не могу, только не сейчас! Но он пришел, сел, ждет. Не хочу сочувствовать, зла на него (один момент физического действия), но неожиданно начинаю с того, что положила руку ему на плечо, близко подошла к нему и тихим голосом: «Я сочувствую тебе...» Неожиданное действие действительно родило в душе сочувствие, что-то теплое, это моментально передавалось ему, вижу, что его глаза наполнились слезами, сейчас нам так хорошо вдвоем! А что было минуту назад!
Да, нельзя человека заставить по заказу любить, ненавидеть, гневаться, жалеть, но выполнить какое-нибудь разумное волевое действие может каждый человек в любой момент, если он предварительно усвоит мотивы и цель данного действия. Ведь дело не в том, сколько молчит учитель на уроке, а сколько говорит, ходит он или сидит. Речь о том, что в каждом моменте существования на уроке, вне урока учитель действует — внутренне или внешне. Актеру для успешного действия надо подключать магическое «если бы», обдумать предлагаемые обстоятельства. Перед педагогом реальный Вася уже сидит, ждет, без «если бы». Жизнь предложила обстоятельства: утро или вечер, классная комната или другое помещение, трудный рабочий понедельник или праздничная суббота. И вот здесь уже действия актера и педагога совпадают, а именно в поисках средств воздействия. И в этих поисках учителю надо научиться импровизировать, а импровизация не рождается на пустом месте,— значит, опять тренинг, который настраивает учителя не бояться любых неожиданностей.
В случае с Васей перед учителем стояла большая психологическая задача, даже две: 1) открыть свое состояние (не хочется беседовать, устала и т. д.')
2) вызвать доверие к себе, раскрыть ребенка, встать на его позицию. Эта психологическая установка родила определенное физическое действие (положила руку на плечо, села рядом, сказала тихим доверительным голосом), причем неожиданно для учителя родилась импровизация, которая и дала эффект. Здесь главное не сфальшивить. Это удается учителю, у которого в арсенале есть выбор разумных средств воздействия на учащихся и они хорошо оттренированы в действии настолько, что в нужный момент почти автоматически подсознательно рождается верная импровизация! В педагогической деятельности учитель приходит к созданию линии своего физического поведения чаще от большой психологической задачи. И постоянно должен искать.
Представьте. Шестой урок — литература. Пятым уроком была физкультура. Класс взъерошен, еще и не все одеты, потные, тяжело дышат. Что делать учителю? Вспомните своих учителей в этой ситуации, и вы ясно увидите, что каждый действовал по-своему, кто успешно, а кто и без результата. Успех за теми, у кого развита внутренняя техника приспособлений, чутье на данную ситуацию, что именно сейчас надо выбрать из своих разумных действий. Может и такое: улыбка (хотя совсем не хочется), слова: «Ой, как нам с вами сейчас трудно работать! Давайте, поможем друг другу. Откроем окно и, чтоб я не забыла, сразу расскажу о том, что вчера увидела и так поразило меня...» и т. д. Что урок уже начался, знает только учитель. Легко теперь дорисовать воображением, как кто-то быстро довязывает галстук, поправляет волосы, подтягивается, и, главное, глаза уже устремлены на педагога. От тех учителей, у которых не развита внутренняя техника приспособлений, да еще амбиция — вот еще, поиски каких-то приспособлений, как будто мало и так забот,—слышим с первых же минут: «Встать! Я уже устала! Внимание! Вы что, оглохли или совсем отупели на физкультуре?!» И ведь тоже активно действует учитель, с волевой целеустремленностью. И в этом действии проявляется его кредо, его личность, его профессиональное неумение. Вне сомнения, чем так действовать, лучше постоять в бездействии, молча наблюдая. Ваша поза, глаза активно требуют внимания, ваше лучеиспускание достигает цели, дети в вашей власти. Лучше со студенческой скамьи начать создавать копилку разумных действий, учиться преодолевать в себе скованность, вызывать скорую реакцию на непосредственное чувство. Вот идет товарищ, с которым трудно и неприятно общаться, а тут еще надо его просить о чем-то. Как действовать? Искать способы, не с ходу: «Дай мне, пожалуйста». Общение должно иметь начало, настройку, развитие, кульминацию и выход из беседы. И в жизни это сплошь и рядом. Постепенно это войдет в привычку — состояние поиска разумных действий,— и от скольких конфликтов вы обезопасите себя, сколько счастливых мгновений вы подарите своим ученикам от общения с вами.
Итак, система К. С. Станиславского будит естественную человеческую природу для органического творчества. Мы знаем, что актер (педагог) в своем психофизическом единстве является для самого себя инструментом. Прежде всего надо привести в надлежащее состояние инструмент актерского (педагогического) искусства— его собственный организм, Нужно сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т. е. готовым в любой момент осуществить нужное действие. Для этого необходимо усовершенствовать как внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) его сторону. Необходимо, чтобы актер (педагог) владел своим вниманием, своим телом (мускулатурой). Человек, связанный судорогами всего тела, не может чувствовать себя свободно и результативно действовать.
Вспомните эти ощущения, когда вы сдавали экзамены или оказались в центре внимания аудитории: колени дрожат, руки сжаты в кулак, шея напряжена, скулы стиснуты. Наверное, каждому начинающему свою публичную деятельность знакомы эти зажимы тела? Приказываешь себе расслабление, но оно не наступает или наступает с трудом, частично (руки разожмешь, но шея осталась напряжена, ноги расслабишь, да так, что вообще опору теряешь). Мучительные мгновения, а время идет, а публика ждет и все это видит, реагирует сначала сочувственно, потом иронично, потом вообще раздражаясь: «Не можешь — не берись и т. д.».
А в школе, на важнейшем первом уроке! Дети сразу реагируют впрямую: «Учитель весь сжался, боится нас,— значит...» И диктуют свою волю, навязывают свое поведение. Потом-то уже страх пройдет, придет умение, но вот удастся ли сломать стереотип первоначального поведения детей? Кому удается, а кому уже и до конца не удается.
Значит, учителю необходимо выработать контролера внутри себя, т. е. постоянный счетчик — что сейчас напряжено, зачем, насколько? Затрачено ли столько энергии, сколько надо? Или больше? Может, меньше? Если столько, сколько надо, то приходит чувство свободы, красоты. Контролер подсказывает: напряжение в мускулах, там, где его не должно быть (зачем, к примеру, я так усиленно сжимаю листок бумаги, что пальцы посинели?). Или стою почти по стойке «смирно», ведь можно расслабиться. Длительное мышечное напряжение без ритмического расслабления очень утомляет: ведь в мышце происходит усиленное «сгорание» энергии без возможности ее восстановления. И тогда учитель оказывается после урока весь мокрый от пота, с ощущением необычайной физической усталости, точно кирпичи на себе таскал. А если так, не умеючи, и сегодня, и завтра, и всегда? Это уже плохо, ведет к раннему изнашиванию организма.
Также опасна и недогрузка мышц, она ведет к расхлябанности, вялости, развинченности. Можете ли вы в любой момент ощутить свое, тело? Обратитесь к упражнениям, данным в системе, постарайтесь довести их до автоматизма. А теперь представьте себе: вы ощущаете, контролируете свое тело, хорошо знаете свое дело, предмет, это дает уверенность, а уверенность порождает внутреннюю свободу, убежденность, вам уже ничего не страшно, вы мастер. Телесная и духовная свобода в своем взаимодействии составляет необходимое условие истинного творчества.
Владеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, рассчитать время, объясняя, все видеть, слышать, делать выводы и т. п. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинаковой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что же в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни?
Возьмем начало урока. Для неопытного учителя это очень трудный момент. Лиц не видит, с чего начать — не ясно. На чем сосредоточиться? Как? Нужны лица. Пробуем сузить и расширить круги внимания (по системе Станиславского). Уже легче, туман рассеялся. Опрос идет нормально, все вижу, слышу, на все реагирую. Как? Ведь выше сказано, что к нескольким объектам одновременно нельзя быть внимательным. И оказывается, что нетренированный учитель реагирует на все, что видит и слышит, ощущает. Ученик отвечает, а он в то же время говорит другимвслух: «Слушай. Закрой книгу. Сиди спокойно. Закрой форточку». Неужели сейчас это все одинаково важно? Нет, конечно. Что важней? Выходит, что учитель не умеет выделять главный объект, чтобы перед ним второстепенное померкло. Важно сосредоточиться на главном прежде всего самому, тогда сосредоточенность учителя передается и ученикам. Что главное в цепи этих действий? Конечно, отвечающий ученик. Учитель сам выбрал объект внимания, и теперь его задача — заразить им учеников, сделать так, чтобы ответ ученика и для них стал интересным. Как? Может, и так: «Как ты интересно начал! Вова, ты заметил?», «Правда, Саша? Ты уловил это?» и т. д. Это уже прием — как привлечь внимание, как кажущееся неинтересным сделать интересным. Но ведь для этого самому надо уметь избранно сосредоточиться.
Вы принесли в класс картину, она пока закрыта. В ходе урока замечаете, что нет-нет, а дети устремляют на нее свое внимание. Надо знать, что это непроизвольное внимание у них срабатывает, и вы в своих действиях должны учесть это. Команда: «Не смотрите туда!» — провоцирует превращение непроизвольного внимания в произвольное. Дети уже начинают изучать закрытую вещь. Что там? Когда откроется? Чем закрыта? Значит, надо так сделать, чтобы непроизвольное внимание пока и закрепилось.
Но вот картина открыта. И что же? Первое любопытство удовлетворено, а желаемое произвольное внимание не следует. В чем дело? Опять надо знать законы переключения внимания, как из непроизвольного добиться произвольного. Самому сосредоточиться на картине — цвете, композиции, настроении,— увлечься и заразить своим увлечением детей. Добились их внимания? Теперь сумейте отойти в сторону и понаблюдать за детьми, за их фантазией, вниманием, степенью увлеченности, сейчас они в центре вашего внимания, но ведь подспудно и картина! Значит, надо уметь выделять то или иное из всего окружающего, но массу остального чувствовать. Это не так просто. Оказывается, нужен тренинг внимания, несмотря на то что нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектом.
Выводы К. С. Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращены к учителю: на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, импровизируй, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока. Разве не бывает так: ученик отвечает, но мы не слышим, не внимаем, смотрим на него, но при этом не видим, потому что линия внимания нарушена. Призываем: «Слушайте внимательно!», но безрезультатно. Потому что надо не призывать, а переключать внимание ученика. Сказано у К. С. Станиславского и о холодном, интеллектуальном, и теплом, чувственном, внимании. Учитель должен уметь перерождать одно в другое по мере необходимости. Это тоже достигается тренингом. Актеров учат: формальное внимание — это внимание без интереса, фантазии (как в жизни). А творческое внимание — это когда при помощи фантазии объект становится интересен. И артист должен стремиться к творческому вниманию. Что возьмем на вооружение мы, учителя? Формально обращаем внимание: «Сегодня урока не выучил, садись — два». А если по-другому? «Почему? Что было трудным? Может, помочь? Ах, неинтересно» и т. д. У каждого свое средство, но главное, что ученик чувствует не формальное отношение, а искреннюю заинтересованность. Нет на это времени на уроке? Пусть после урока, но чтобы диалог состоялся.
Или кто виноват в том, что детей не затрагивает искусство художников? Конечно, мы, учителя. Почему? Потому что с одинаковой задачей входим в класс к ним и с таблицей о прилагательном, и с репродукцией И. Е. Репина. С одинаковым качеством внимания, если можно так выразиться. Разве можно картину художника рассматривать с формальным вниманием! А ведь часто бывает именно так! При этом надо все сделать для того, чтобы детей охватило творческое внимание. Но чтобы их охватило, надо суметь самому им заразиться. Умеем ли заражаться? И опять система поможет, потому что возникает требование к артисту: «Научись увлекать свое внимание».
Вот обычные формальные вопросы, которые задает ребятам учитель: «Что изображено на картине? Какого цвета больше? Кто главный герой картины? Какое время года?» И естественно, что он получает формальные ответы. А может, лучше бы было подключить фантазию, ведь дети так любят фантазировать, это уже творчество, уже согретое, чувственное внимание: «Какое настроение передает художник? Сочините все, что могло быть до этого момента. Почему именно так вам кажется? Что могло бы быть после?»
Получается соавторство, художник ближе и понятнее. Яснее его трудности и удача. И ведь при таком внимании обязательно выходим и на изображение, цвет, композицию, только уже не формально, извне насаждая в открытую, а изнутри, от себя.
К. С. Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей:
I тип — с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко.
II тип — без инициативы, но легко схватывает то, что подска-
зывают, и самостоятельно развивает. Значит, этому типу людей
достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людь-
ми тоже нетрудно работать.
III тип — схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к это-
му "способностей. С такими актерами у режиссера постоянно воз-
никают трудности. Выход — в постепенном развитии способностей.
IV тип — сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае К. С. Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана эта категоричность.
Теперь давайте представим с вами учителей с этими типами воображения. Любопытная получается картина .
Учитель I типа — с инициативой, развитым воображением — своеобразно строит уроки, увлекает детей, этим развивая и их воображение. Обычно содержание излагаемого материала у него резко отличается от изложения материала учебника. Оно живо и почти осязаемо, дети видят то, о чем говорит учитель. У такого учителя легко учиться! Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы.
Учителям II типа — без инициативы — важно от чего-нибудь (своеобразной подсказки) оттолкнуться, без этого они чувствуют себя неуверенно. Роль такой подсказки может сыграть и конспект урока, и материал учебника, и новая инструкция, и методическая разработка, и опыт работы других учителей и т. д. Толчок дан, и дальше развитие идет самостоятельно. Детям с таким учителем так же легко работать, как и с учителем I типа, так как для них в тайне остается поиск учителя, они лишь соучастники с ним интересной, результативной работы. При целеустремленной работе над собой легко можно приблизиться к I типу учителей.
Учитель III типа работает неровно, уроки то удаются, то нет. Интерес у детей распределяется тоже неровно: там, где удается учителю ясно увидеть, развить материал, и дети ясно его видят, а где наступает спад воображения, и у детей меньший интерес. Такие учителя обычно стараются хорошо, точно передать материал учебника, но не более того. Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет полета, новизны.
Для учителей IV типа ничего не значит ни хороший учебник, ни методические разработки, ни инструкции. Нет чутья, нет умения ни увидеть, ни вообразить. Судите сами, каково детям на уроке у такого учителя? Все формально, не умеючи, профессионально безграмотно. Таких учителей не должно быть.
Давайте теперь подумаем: к какому типу мы относимся? Чем можем помочь себе, какими упражнениями? Для этого надо выяснить, что же это за процесс — воображение, что питает и развивает его. К. С. Станиславский так объясняет этот процесс актерам. Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а если создает то, чего нет, то это фантазия. С чем чаще учителю приходится сталкиваться? С воссозданием того, что есть, что знаем. Как это делаем? Не умеючи, когда пытаемся насиловать свое воображение,— оказывается, оно этого не любит («Вспомните! Не помните? А ведь читали? Ну и память! А ну еще раз попробуйте!» и т. п.). Воображение любит, чтобы им увлекались. Когда вспоминаешь, например, что книга была красная, новенькая, где ее достал, когда читал, почему она так понравилась, и вот уже кажется, что ощущаешь запах типографской краски и т. д., т. е. увлекать помогают вопросы.
Воображать «вообще», без определенной заданности темы, нельзя, это безрезультатно. А ведь бывает, задаем детям сочинение: помечтайте о чем-нибудь. Но нужен смысл, тема. Ее помогают наметить и осознать магические «если бы» и «как будто», предлагаемые обстоятельства.
Воображение любит активность, любит выводы («Как я это воспринимаю, что бы я делал в ходе действия, о чем бы подумал и т. д.»). И одновременно нужно следить за тем, чтобы даже в воображении быть в контакте с логикой и последовательностью, иначе для других останется тайной логика действий воображаемых героев. Для всего этого нужна привычка сознательной борьбы с пассивностью, вялостью своего воображения, а привычка вырабатывается только в работе над упражнениями.
Учителю нужно воображение для создания чего-то нового, но чаще для обновления уже созданного, поэтому он должен уметь вводить новые частности: «Как я раньше не замечала, что заучивать таблицу вычитания необязательно. Намного интереснее решать примеры на вычитание, пользуясь таблицей сложения или составом чисел» (опять поиски). Поиски — не только в тексте учебника или новом материале, а с их помощью у себя, в воображения. Этот процесс передается ученикам. Места скуке при такой работе быть не может. И здесь главное — чтобы каждое слово становилось результатом верной жизни воображения, чтобы слово превратилось в быль. Если этого нет, то тогда все на уроке происходит с холодной душой, механически.
Очень интересным для учителей является учение К. С. Станиславского о внутреннем сценическом самочувствии актера и «двигателях психической жизни». Оно поможет создать верное творческое самочувствие на уроке, разобраться в его компонентах. Так, артист, в отличие от всякого другого художника, творящего тогда, когда им владеет вдохновение, сам должен владеть им и уметь вызывать его тогда, когда это нужно. И этот момент особенно важен, так как учитель тоже не может ждать вдохновения, ведь «вдохновение — счастливая случайность для гения». Его голыми руками не поймаешь, нужен организованный труд.
Выходу на сцену артиста предшествует большая подготовка: проверка всех притягательных моментов, ослабление мышц, сужение и расширение кругов внимания, подключение вымысла воображения («если бы», «предлагаемые обстоятельства» и пр.), массирование элементов, затрагивание отдельных моментов роли, этапа. Кроме того, интересная задача, роль, пьеса возбуждают в артисте творчество, вызывают в нем правильное внутреннее сценическое самочувствие. Управляет же всем этим процессом «двигатели психической жизни»: ум (III тип), воля (II тип), чувство (I тип).
Природа нередко создает артистические индивидуальности эмоционального, волевого или интеллектуального склада.. Задача же артиста в том, чтобы, не взирая на природные склонности, добиваться слияния всех элементов артистической роли. Нарушение гармонии ведет к фальши, к неправильному сценическому состоянию.
Теперь все это переведем на деятельность учителя, конечно учитывая специфику педагогического труда. Подготовка к уроку включает: знакомство с учебным материалом; возбуждение у себя желания творить; искание в себе самом («что об этом, знаю, что по-новому смогу осветить»); поиски вне себя духовного материала (книги, журналы, фильмы, выставки и т. д.); видение класса, каждого ученика, осмысление своих действий и действий учеников; деление урока на куски, объединенные общей задачей, притягательность этой задачи; управление мышцами, тренировка кругов внимания. Не забывать, что интересно, оригинально продуманный урок, проверка отдельных элементов, просмотр конспекта, установка на то, что урок получится, что детям будет интересно, способствуют рождению внутреннего творческого состояния. И всем этим движет триумвират — ум, воля, чувство.
Учитель I типа — с преобладанием чувства над волей и умом,— давая урок, наполнит его эмоциями, не подкрепленными фактами, логическим строением. Конечно, чувства увлекают детей, особенно в момент восприятия, но что они возьмут с собой после урока?
Учитель II типа — с преобладанием в творческой работе воли над чувством и умом — все на уроке пропитывает авторитарностью, честолюбием («Я так хочу», «Вы должны выучить, усвоить», «Вы обязаны» и т. д.). Уютно с таким настроем на уроке?
Учитель III типа — с преобладанием ума над волей и чувством— рискует быть скучным, а может, даже и непонятным; кроме того, без участия его воли может родиться и равнодушие: «Я даю, это главное, а понимаете или нет — это уже ваша проблема. Захотите, будете знать». Причем ведь эта позиция очень четко угадывается детьми.
Так каким быть учителю? Конечно, только сплав, гармония I всех элементов.
Не дано природой? Развивай, трудись, стремись. Константин Сергеевич говорил : « Только знать систему мало - надо уметь и мочь».Перефразируя Станиславского, можно сказать: познайте свою природу, дисциплинируйте её, и , при наличии таланта, вы станете учителем –мастером.